Сразу после окончания Великой революции в искусстве Франции возникли новые направления, вызванные изменениями политического строя и переменами в обществе. Архитекторы, а за ними и художники начали все больше внимания обращать на наследие Греко-римской культуры и использовать ее достижения в своих работах. Сначала это отразилось на внешнем облике и интерьере помещений (их стали создавать в античном стиле), затем традиции античности переняли и другие виды искусства.
Появившись примерно в 1795 году, новое направление искусства достигло своего пика ко времени правления Императора Наполеона I — в 1804—1813 годах и просуществовало около 20—25 лет. Оно получило название ампир (empare) — в дословном переводе — империя. По сути — это бы этап так называемого «высокого» классицизма — стиля в искусстве, который возник в 50-е годы XIX века и был доминирующим в это время.
Родоначальником французского ампира принято считать художника Луи Давида, который сформулировал основные принципы стиля, а наиболее заметными архитекторами, творившими в этом стиле — Шарля Персье и Пьера Фонтена. Именно по их эскизам была сделана отделка внутренних помещений в дворах и виллах Наполеона. Затем Персье и Фонтен издали специальный сборник, в который включили свои разработки. Благодаря этому по всей Европе и даже в некоторых странах Американского континента популярность амира резко возросла.
Мебель в стиле ампир резко отличается от образцов предыдущей эпохи Людовика XVI. Основными в дизайне мебели становятся не богатая резьба и украшения, а античные (чаще всего, конечно, римские) мотивы. Эта мебель имеет прямоугольные, крупные, замкнутые формы, без профилей и выпусклостей, и всем своим видом говорит о монументальности.
Частенько в оформлении мебели применялись колонны, пилястры, консоли, карнизы и фризы, которыми украшали лицевые поверхности шкафов и комодов. Ножки столов, кресел, стульев и диванов изготавливаются в виде сфинксов, грифонов, колонн и львиных лап, которые были «подсмотрены» на раскопках Помпеи и среди развали Рима.
Именно в стиле ампир сильно возросло значение фактуры материалов, ведь раньше ее просто не было видно из-за разнообразных украшений, резьбы, позолоты и прочих «излишеств». Теперь же в дизайне шкафов, секретеров, комодов и другой мебели начинают применять большие плоскости, вокруг которых проходят слегка выступающие рамы.
Особо внимательно мастера относились к качеству дерева, из которого изготавливалась мебель. Причем, самым лучшим вариантом было использование древесины темно-красного или глубокого коричневого тона — дуба, вишни. Иногда они добивались того, что фасадом комода, например, становилась одна цельная доска. Для этого доску аккуратно распиливали по линии ящиков, так, чтобы не нарушить общий рисунок и направление струй и слоев дерева. Для украшения поверхностей мебели использовали слегка золоченую бронзу с симметричными узорами. И лишь изредка некоторые элементы покрывались резьбой.
Углы шкафов и комодов оформляли античными колоннами (любого из известных ордеров), у которых иногда делали позолоченное бронзовое основание и капитель. Или, как вариант, по углам располагали крылатые фигурки богини Ники («победы»). Конечно, эти традиции были заимствованы в основном из древнеримской культуры, поскольку о Греческой мебели в Европе знали гораздо меньше.
Такими же «римскими» становятся и кресла. Часто передние ножки становились логичным продолжением подлокотников и напоминали гермы. Иногда. Впрочем, они доходили только до сидения, и для поддержания подлокотников использовали изображения львов, грифонов и других полумифических животных. Нередко встречаются также каннелированные колонны и громоздкие завитки, заимствованные из ионического ордера. Для обивки широко использовали не только шелк, который стал популярным еще в мебели барокко, но и тяжелый бархат, который подчеркивал монументальнность форм.
Интересно, что при создании мебели мастера во главу угла ставили не удобство людей, а, скорее, чисто декоративные свойства. Она красивая и помпезная, но сидеть на ней неудобно и жестко. Даже на стульях, которые делали менее роскошными, чем кресла. Их спинки чаще всего изготавливали в виде лиры, которая была очень популярным образом стиля ампир.
Хотя стиль ампир и стиль Людовика XVI имеет массу различий, остались и некоторые схожие элементы, которые прошли сквозь обе эпохи. Ярким примером такой преемственности может стать мебель Жакоба Дельматра. Этот мастер начал работать в стиле эпохи Людовика XVI и завоевал известность еще до революции, но потом достаточно быстро перенял новые веяния моды и стал одним из основных мастеров по созданию мебели по эскизам Персье и Фонтэна. Он изготавливал мебель для императора Наполеона и других крупных государственных деятелей разных стран мира. Работы по бронзе в мастерской Жакоба выполнял известнейший мастер Томир, который позднее внес огромный вклад в создание украшений для большинства дворцов той эпохи.
Огромное количество разнообразных видов мебели, которые появились в это время, говорит не только о высочайшем уровне французских столяров, но и о том, что европейское искусство смогло сохранить и преумножить достижения эпохи античности. Кроме того, мастера, безусловно, были отличными изобретателями, которые смогли удовлетворить разнообразные потребности людей своего времени. Именно в начале XIX века в интерьерах начинают широко распространяться разнообразные туалетные столики, шкафы для фарфора, открытые серванты, книжные шкафы с решетками, витрины для драгоценностей, округлые подставки для цветов (так называемые, жардиньерки), клавикорды, большие «стоячие» зеркала (их еще называют «псише»).
В различных странах мира архитектура и мебель стиля ампир мало различаются между собой, но есть и некоторые особенности, которые привнесли в стиль национальные культуры. Так, в Англии ампир стал более строгим и деловитым, а в России больше использовали в оформлении мебели поделочные и полудрагоценные сорта камня.
Больше всего походят на античные предметы произведения уже упомянутых нами французских архитекторов Персье и Фонтена, следом за ними по степени схожести идут итальянцы — Джузеппе Мали и Дакомо Альбертолли. В Англии стали популярны работы Томаса Хопса и Адама.
Существование ампира продолжилось и после падения Империи Наполеона в 1814 году и продлилось примерно до 30-х годов XIX века. Европейские дома с удовольствием использовали этот стиль для подчеркивания своего высокого положения.