В любом стиле будь то классический стиль, минимализм, барокко или модерн, профессионал действует строго соблюдая базовые правила при декорировании жилого помещения. Давно подтверждено и доказано, что неизменные принципы дизайна основываются на психологии восприятия окружающего мира человеком.
Душевное состояние и здоровье в целом непосредственно зависят от окружающей человека обстановки. Комфортная и расслабляющая среда в которой человек живет, трудится преобразовывает человека. Внутренняя энергия и силы заметны всем окружающим.
Оптимизм, приподнятое состояние духа, доброта и сострадание — следствия отлично проведенного времени в спокойной и комфортной обстановки. Чтобы понять этого человека нужно хотя бы раз побывать у него в гостях. Вы почувствуете замечательное ощущение, заполняющее этот дом. Что же такого необычного нужно сделать, чтобы создать такое чудо у себя в квартире, давайте подумаем.
Основы дизайна. Поиск золотого сечения
С физиологической точки зрения при рассматривании картины или стены комнаты наш мозг сначала задействует правое полушарие которое специализируется «техническими» вопросами. Мозг начинает искать кратные и четкие пропорции, повторения элементов и рисунков, неровность стен и т.д. После того, как правое полушарие удовлетворило собственный интерес, включается левое, творческое или «гуманитарное».
Фантазия, ассоциативный ряд, цветовая палитра входят в работу левого полушария. Если дизайнер использует банальное разделение стены разными цветами или картинным рядом, то увидеть красоту обоев или тех картин никто не сможет. Мозг не сможет воспринять эту красоту потому, что вместо «гуманитарной» части включается «техническое».
Принцип золотого сечения заключается в отказе от строгих геометрических делений в пользу иррациональности и асимметрии. Если требуется сочетать два цвета обоев на стенах только на треть — приклейте обои на стену размером чуть больше трети.
Основы дизайна. Психологический аспект восприятия визуальной информации
Восприятие визуальной информации происходит в два шага — глазами и мозгом. В сознание поступает лишь результат огромной аналитической работы мозга. Выводы типа «эта картина мне нравится» или «в комнате достаточно уютно» или «не очень» делает сознание на основе полученных данных восприятия. И это происходит в повседневной жизни постоянно.
Сначала глаза получают информацию о размере изучаемой поверхности — глаза пробегают от верхнего левого угла картины к правому нижнему. Это происходит всегда и вне зависимости от размеров. Далее глаза начинают анализировать картину, делая акценты на ярких тонах, элементах, создающих смысловую нагрузку.
На примере отношения между этими геометрическими фигурами можно продемонстрировать часто незаметное влияние расположения. Именно в зависимости от расположения элементов, изображение приобретает любое ярко выраженное эмоциональное звучание.
Такой эффект возникает из-за последовательного восприятия изображения — от левой верхней точки к правой нижней. Эффект может носить разный эмоциональный фон в зависимости от силы воображения.
Основы дизайна. Энергия и ее отсутствие
Верхняя линия представляется как минор — вялая, бултыхающаяся. Вторая — мажор, энергичная, стремящаяся верх. Все люди отлично понимают, что эмоциональную окраску в интерьере можно выразить прежде всего цветом. Холодные тона — минор, а теплые — мажор. Для выражения более глубоких и богатых эмоциональных состояний используем сочетание цветов отдельных элементов.
Очень важным источником эмоций является форма. Как изображено на картине «в миноре» линия горизонта уходит вниз, «в мажоре» – линия горизонта поднимается вверх.
В арабских странах люди читают тексты снизу справа и вверх до левого угла. Получается, что у этих людей зрительное восприятие информации происходит наоборот. Представьте себе, среди нас живут люди, которые видят мир в буквальном смысле наизнанку, или вверх ногами.
Тогда можно предположить, что и в музыке у них тоже самое. Эти напевы, тягучие и унылые может их бодрят, как современная джазовая музыка или поп-музыка?
Форма и цвет неразрывны друг от друга. Во время планировки интерьера нужно помнить, что нашей задачей является ограничить эмоциональную сущность интерьера. Это художники могут позволить себе подсознательно использовать все приемы выражения своего душевного и эмоционального состояния. Попробуйте представить себе среду задача которой стимулировать какое-то настроение — радость, усталость, огорчение и т. д. Сумасшедший дом недалеко стоит.
Если подойти к этому делу серьезно, можно этими самыми выразительными средствами наполнить наш интерьер богатым и утонченным вкусом.
Я вас умоляю, не вздумайте приступать к ремонту пока не продумаете каждую мелочь, и так весь интерьер целиком. Сначала окончательно выберите корпусную мебель, цвет обивки, и только потом утверждайте цвет пола и стен. И так во всех комнатах. На кухне — сначала мебель, цвет техники и потом обои к ним. Учтите дверные проемы, они тоже должны гармонировать с общей картиной и как-бы заканчивать ее. Не бойтесь, что подготовительный этап займет много времени — в итоге все получится хорошо.
Я сам совершил ошибку, которую долго буду помнить. Весной, после долгой зимы делал ремонт в доме. Хотелось все сделать в современном стиле, типа Хай-тек. В спальне планировал «спрятать» мебель в стене. Светлые двери на шкафах как раз подходили, думал я. В комнату клеил обои цветом с названием «натуральный лен». Привезли мебель и я чуть не упал когда увидел, что навесив светлые двери, комната становится блеклой, не за что зацепиться глазу. Скукатище в общем. Пока живу без дверей, думаю что же с этим всем делать. Придется наверное заказать двери отдельно цвета «светлый дуб», он почти такой же как и мои обои. Точно мебель будет «спрятана» в стене. Вот такие дела.
Основы дизайна. Роль живописи в интерьере
Настоящая работа профессионального художника творит чудеса с каждым кто взглянет на нее. Работа ремесленника ничего не делает. Есть картины, глянув на которые с утра вместо зарядки, чувствуешь прилив энергии, и ничего больше не нужно. Чтобы объяснить это нужно еще часа полтора вашего времени. Вот с другим таким же мистическим источником энергии вы сталкиваетесь каждый день и по несколько раз. Посмотрите кому-нибудь в спину на улице или в метро. Гражданин почувствует это и повернется. Каждый из нас по сто раз отвечает тем же не замечая этого.
Вот такие на первый взгляд несложные основные правила. Поверхностно конечно, но в общем вы должны были представить себе. Эта тема многих разговоров, поэтому мы еще к ней вернемся. И если вас действительно заинтересовали рассуждения описанные здесь, вы можете прочитать книгу В. Кандинского “О духовном в искусстве”, которая вам безусловно будет интересна. Книга стара как мир, не тратьте время на поиски бумажной, это не возможно.